Олег "Полярник": Путешествия и мир

Байкер из Ужгорода о мотопутешествиях, интересных вещах, байкерских шоу

Балтийская сага

Каждый год, с наступлением сезона, перед байкерами встает вопрос: «На какой слет я поеду?»  или «Что нового, какую страну или какого места на карте я достигну на этот раз?»
Такой вопрос и я задаю себе каждый год. Но после покорения пустыни Сахары и Полярного Круга, хочется, чтобы путешествие было не менее интересным. И вот в мае было принято решение: в июле, в разгар лета, поехать туда, где прохлада дает возможность не изнывать от жары, – на север – вокруг Балтийского моря.
Учитывая, что Берг, Молчун и Тыгыдым приедут в Ужгород на слет, решено было старт назначить из Ужгорода на 16 июля.

Был просчитан маршрут: километраж, дневные переходы, места ночлегов и состыковка с паромами.
План был такой: Ужгород, Словакия, Польша, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия или Россия, Белоруссия и Украина.

К сожалению, на старт вышли Полярник, Берг и Тыгыдым. Молчун не смог – по сложившимся объективным причинам.

16 июля. 1 день.

И вот в 10:00 группа в составе “Honda-Trans ALP”, “Suzuki U-strom” и “Jamaha-Buldog”  заезжает на Театральную площадь города. Нас провожали журналисты, пресса, знакомые, жены, Родион – как самый уважаемый, среди остающихся дома байкеров.

Погода была очень благоприятной, теплой. В течение 20 мин. мы дали интервью.

Границу прошли быстро. Словацкая пограничница не верила,  что мы едем в Финляндию. Несколько раз переспрашивали о серъезности наших намерений.

Первую остановку сделали в Попраде – столице Словацких высоких Татр. Татры потрясли своей красотой. В ложбинах гор еще лежал снег, несмотря на то, что была середина июля.

Саша «Тыгыдым» – первый раз в Европе. Приятно удивлен, радостен, и на каждой остановке старался по «мобилке» передать свои впечатления в Николаев.

Для «дебютанта сборной» – он на трассе держался хорошо. Иногда боялся потеряться и подъезжал сильно близко.

Мы с Бергом уже «прикатались». У нас за плечами Венгрия, Сербия, Черногория, Италия, Сицилия и Греция. Поэтому мы понимали друг друга с полуслова.

В Попраде мы заехали в пиццерию «Utopia». Такой пиццы как там, такой вкусной, нет, пожалуй, во всей Европе – рецепт старого албанского повара. Хазяин узнав, что мы специально к нему заехали, позаботился о нас. Повара превзошли самих себя.

С полными желудками мы поехали на польскую границу. До нее было километров 20. Поляки были исключительно приветливы и доброжелательны. Полячка, проверяя паспорта, делилась своими мыслями. К счастью для них, у них на границе нет очередей. Особенное отношение к детям. Автобус с детьми не может стоять  ни минуты.
Дорога до Кракова была своеобразным испытанием. Затяжные, крутые повороты, которые нужно было проходить на высокой скорости.

На автобане у меня заканчивается бензин. Резерв на исходе. Пришлось съезжать с автобана и искать заправку. А вместе с заправкой в маленьком городишке Клепковице нашли и ночлег. Обменялись первыми впечатлениями и легли спать.

Итогом первого дня было 530 км. Погода сопутствовала нам.

17 июля. День второй.

Старт был ранним. Энергии еще много. И дорога, что называется, «ложилась» под колеса.
Дорога пролегала через живописные сосновые леса. Мимо остался город Ополе, – известный своим музыкальным фестивалем.

Потом на смену лесам пришли терриконы и шахты вокруг промышленного городка Зелена Гура.
Дорога поражала своим качеством. И 150 км до Легницы мы пролетели на одном дыхании. Некоторые попробовали свои мотоциклы на скорость.

Город Легница заставил нас окунуться в «ностальгические» воспоминания. Дело в том, что один из участников мотопробега, – Александр Берг, в годы своей «первой молодости» служил здесь в Советской Армии, в составе Роты Почетного Караула. И когда наши мотоциклы въехали на плац – «святая святых» для каждого солдата и офицера, – у некоторых дыхание в «зобу» сперло.

Все осталось почти нетронутым. Берг «возродил» в памяти прошлое, а мы с Тыгыдымом удивлялись потрясающей кирпичной кладке, из которой были сделаны своды при входе в казармы. Для Берга это были воспоминания 27-летней давности.

Было очень жарко. Термометр показывал 35˚ в тени и до 50˚ на асфальте.
Бросились в глаза так называемые «Черные пункты» – желтые знаки с черными кругами, в тех местах, где наиболее часто происходят аварии.

Совершенно неожиданно пришла мысль посетить Германию – у Берга с Дубаковым оказались немецкие корни, а я родился в Германии. И возле Зеленой Гуры мы направились на Запад, в направлении Франкфурта-на-Майне.
Немцы встретили нас абсолютно индифферентно. Ни одного вопроса. «Немецкий» участок нашего маршрута был очень запутанным, очень много объездов. Поэтому приходилось ориентироваться по солнцу, благо, дорога лежала на север. Дорога петляла по городкам и селам, где многое напоминало о «советской «Германией». Много строений и надписей, сохранившихся со времени присутствия наших войск.

…Чашка крепкого, индийского кофе на центральной площади маленького городка Эберсвальде, – это было как раз то, что позволяло почувствовать дух уютной, провинциальной Германии.

Дорога обратно, на Польшу, на паром – была достаточно экстремальной, с высокой средней скоростью, – боялись опоздать на паром. Успели на паром. Погрузились. Заса Дубаков с радостью делился первыми впечатлениями. Молодец – впитывает все, как губка. Пройдено 675 км. Завтра – Швеция, порт Истад.
18 июля. День третий.

Швеция встретила нас радостно. Солнце, облака, красивый порт Истад. Маршрут решили проложить таким образом, чтобы увидеть самое интересное – шведские деревушки на восточном побережье Скандинавского полуострова. Эти места славятся у художников, как удивительные по своей игре света и тени.
… Шведская деревня. Идиллия… Полное отсутствие людей. Все в идеальном порядке. В каждом дворе – флаг-шток со шведским флагом. Первый городок – Симлисхамм. Раннее утро. Торговцы разбирают товар на площади. К нам – умеренное внимание. А в порту – чайки; чайки кричат, летают низко над головами. На пристани – люди, – едят и слушают какую-то проповедь. Маленькие рыбацкие сейнеры на причале. И время стоит… Никто никуда не спешит. Море до горизонта, развиваются и реют флаги, и чайки, чайки…

Дорога постепенно ушла от моря. Мы посетили городки Карлскруна и Кальмар. Наше внимание привлекла «скорая помощь». Она была больше похожа на автомобиль из фильма о марсе. Дутая, круглая и зеленая. В городке Кальмар базируется шведский Королевский Флот. Это незамерзающая зимой бухта. Но нас ждала еще одна неожиданность. Мост. Мост – длинной 6 км. Ровный, как стрела, который соединял материк  с островом Эланд.
Заехав на мост, – мы с трудом удерживали мотоцикл, – дул сильный боковой ветер. Зато на берегу, на пляже купаются люди.  Мы – в теплых куртках, ботинках, люди – в купальниках. Но для них +20 – это разгар короткого арктического лета, – им надо спешить. Это остров знаменит тем, что на нем находится самая северная в Европе степь. И шведский король, свой летний отдых, тоже, порой, проводит здесь. На острове Эланд произрастают более 30 различных видов орхидей.

Поразили дороги в Швеции. Вернее, организация движения на них. На всем протяжении дороги до Стокгольма, а это более 500 км, дорога имела 3 полосы. На дороге организовано реверсивное движение: 2-3 км две полосы в одном направлении, потом они сужаются до одной и через пару километров их снова две. А полосы разделены между собой столбами и протянутыми сквозь них тонкими тросами. Очень высокая степень защиты. Ограничение скорости – 110 км/час. Соблюдая скоростной режим, – кажется, что се машины стоят на месте. Вся дорога под видеонаблюдением. Радары фиксируют все нарушения. … Поразил воздух. Очень чистый, наполненный различными ароматами. Цветет картошка!!!  – это конец июля. Цветет сирень. В такое время для нас это совершенно удивительные запахи. Дальше – больше. Огромное количество антикварных автомобилей. Когда мы видели, а еще лучше – слышали этих «монстров» объем мотора которых 6-8 литров, был шок. Моторы издавали совсем непривычный для нашего уха звук. Попадалось много байкеров. Большинство – «харлеев». Новых мотоциклов мало.  И особой радости байкеры не испытывают от встречи друг с другом. На одной из бензоколонок к нам подошел пожилой байкер – 1942 года рождения. Он не знает где находится Украина, но знает Шевченко-футболиста. Большая проблема – заправка мотоцикла. Она требует сноровки и умения. Операторов на бензоколонках нет. Стоят автоматы. Карточки, купюры, которые нужно вставлять в этот автомат, – все это вызывает каждый раз раздражение при заправке.

И проехав 570 км до нашей сегодняшней цели – города Неркопинга – мы встретили только пару заправок «нормальных» в нашем понимании. Домики, которые были видны с дороги, очень аккуратные. Городки какие-то ирреальные, чистота, порядок – и полное отсутствие билбордов, позволяло любоваться настоящей шведской архитектурой.

Слегка утомляла погода. Солнце сквозь облака, светящее все время в спину, навевало дремоту. И даже приходилось порой останавливаться. Для того чтобы взбодриться. Дороги очень чистые, И как заметил Берг, не нужно даже пыль с ботинок вытирать, – несмотря на то, что позади 6 сотен верст. Мы не видели ни одной аварии, и не было ни одной дорожной ситуации, которая позволила бы плохо думать о шведских водителях.
За всю дорогу – один полицейский на мотоцикле BMV- который не напрягаясь поглядывал на машины. Самое интересное – нас предупредили о его присутствии. Это было неожиданно, и тем более приятно.
Очень много хуторов, один-два дома с большими приусадебными хозяйствами: трактора, комбайны, мини-фермы.
Запала «в глаз» почтовая машина. Обыкновенный «пирожок», но руль у него с правой стороны – это позволяет почтальону бросать письма в почтовый ящик, не вставая со своего места. К стати, в Швеции, машины с «правым» рулем колесили по дорогам до 1966 года. Удивляли автобусы с надписью «SVEBUS», длинной 13-14 метров, в которых предусмотрено маленькое кафе и столик для клубного общения. Ночлег ждал нас в готеле «Скандик», города Неркопинга.   Прогулялись по городу. Вечером много молодежи. Но в 23 часа все закрывается. На улице 0 часов 30 минут нашего времени – а солнце еще не зашло.
19 июля. День четвертый.

160 километров до Стокгольма пролетели быстро и незаметно. А удивление и медленный ступор с шоком от Стокгольма начался в нас при самом въезде в город. Равномерный поток машин привел нас к разводному мосту. Стоя на светофоре, видели впереди себя мачты яхты, проходящей по каналу, под разводным мостом. Слева – на огромной скале нависал жилой дом. Мы ехали по указателю «Содермальм» – это один из 14 островов, на которых стоит город. Устроившись в отеле «Скандик Мальмен», долго дискутировали, куда деть мотоциклы. Оставить на улице – полно алкоголиков. Нашли гараж, подземный, полупустой, где нам с трудом нашли место и не взяли денег. Дальше была экскурсия, которую нам провела эстонка Астрид, говорящая кроме русского, на всех скандинавских языках.

Сказать, что нас потряс Стокгольм – это не сказать ничего. Я видел все европейские столицы, -но Стокгольм – это нечто, это – явление необычайной красоты, и не только архитектуры, но и природы, и людей.
Мы вышли на удивительное место. Смотровую площадку, находящуюся на высоте 40 метров над морем, с которой было видно и королевский дворец, и остров с парком аттракционов, и огромные прогулочные лайнеры, заходящие в порт из моря.  Виден был и музей военного корабля «Vasa», который пролежал на дне 300 лет, и был поднятый несколько лет назад из воды. Смена погоды происходила каждую минуту, но главное – облака. Облака – неземной красоты, которые делают город сказочным и необыкновенно красивым.
Мы вошли в старый город – Gamla Stan.

У воды стоит конная статуя Жана-Батиста Бернадотта. Шведы возлагали на этого наполеоновского маршала большие надежды. Хотелы отомстить русским за свое поражение под Полтавой. А он подарил шведам мир. С 1840 года в Швеции не было войны. Он был королем Швеции и королем Норвегии. Его короновали 2 раза.
Купеческие дома в старом городе из-за поднятия суши, имеют кривые стены.
Но полным шоком была смена караула возле Королевского дворца.

Мы замерли в ожидании. Форма синего цвета, на головах – каски со шпилями, позолоченные. Солдатики не стриженные, штаны висят, карабин наперевес, магазином к себе. До сих пор не верится, что мы в Стокгольме.
Мы с Бергом, в разное время служили в Роте Почетного Караула. И нам знакома церемония смены караула. Но то, что мы увидели, – это цирк и клоунада. Солдатики ходили по кругу, иногда, тупая ножкой. Но главное – в карауле стояли девушки!!! И не одна, а несколько. Вот пример европейской эмансипации женщин.
Очень интересной была экскурсия «под мостами Стокгольма». Дело в том, что город расположен таким образом, что с одной стороны Балтийское море, с другой – пресноводное озеро Меларен. Их соединяют между собой шлюзы. Перепад высоты – 40 см. Пока катер, на котором мы плыли, стоял в шлюзе, его капитан выскочил покурить.

Зимой озеро замерзает. И люди выходят на лед покататься на коньках.

Вид из катера не менее прекрасный. Удивительное сочетание архитектуры, света, воды, чистоты – производит неизгладимое впечатление.

День был насыщенным. Мы увидели и Королевский дворец и Городскую ратушу, где проходят обеды в честь Нобелевских лауреатов, и церковь св.Николая. И многое-многое другое. И даже современные районы, которые вплотную подступают к воде, удивительно гармонично вписываются в общий вид. И нет привычной для нас портовой суеты и беспорядка. Очень много красивых женщин. А прогулка вечером по улице, где находился наш отель, позволил сделать вывод, что в городе много гуляющих вместе женщин. Не понятно кого или что они ищут. Но все они – полупьяные. Все таксисты – арабы или индусы. А такси – огромные «Крайслеры С 300», очень престижно смотрятся на улицах города.  Был удивительно длинный день. Все в городе по карточкам: открывание дверей, лифт, свет в номере. Алкоголь продают только в специальных магазинах и то только в рабочие дни.

20 июля. День пятый.

Утром мы попали на автобусную экскурсию. Стокгольм уже воспринимался другими глазами. Но прохлада – плюс 18-20 градусов, свет солнца, атмосфера праздника – в этом неповторимость Стокгольма.  В порту нас ждал паром «Сильвия-фестиваль». И вот уже 5 часов, как мы вышли из порта Стокгольма, а острова вокруг не заканчиваются. Их в архипелаге – 24 тысячи. С нами на борту байкеры из Норвегии, Финляндии. Паром огромный, много русских. Рассчитываться на пароме уже можно в евро.
21 июля. День шестой.

Финляндия встретила нас спокойно, с хорошей погодой. Город Турку.  Первые впечатления – каменные дома вперемешку с деревянными одно- двухэтажными деревянными зданиями. Огромный собор в центре города.
Дорога из Турку в Тампере – была похожа на дорогу из сказки. Желтая гречиха, голубое небо, красные маленькие домики – красота.  Много хуторов. На один из них мы заехали. Трава, березы, туалет на улице и спокойный финн.

В одном из придорожных кафе, в лесу, видели полярного оленя. Дороги хорошие. Сразили наповал советские машины. Мы обгоняли  21-ю «Волгу» и «Москвич» 407. На бензоколонке к нам подошел мужчина, говорящий по-русски. Даже не верится, что здесь есть русский след.

В Тампере, первое, что мы увидели, – огромные золотые купола православного храма. Мы жили в отеле «Стокас вилла». Стены в номере были из голого кирпича, а перекрытие – голый бетон. Но ничего, интересно. Тампере – большой город. С двух сторон – озера. Перепад высоты между ними 18 метров. Их соединяет дамба, а на ней     стоит фабрика. На улицах никого нет, но зато в городе есть музей Ленина. Некоторых молодых байкеров уже начало тянуть домой.  Тампере – это экватор нашей поездки. Теперь дорога будет идти вниз, в сторону дома.
22 июля. День седьмой.

165 км отделяют Хельсинки от Тампере. Дорога была не такой красивой, как от Турку до Тампере. Нас встретила хорошая погода, а потом отель «Президент». Хельсинки – это смешение русского классического стиля и финского модернизма. Памятник Александру II, который подарил Финляндии независимость, стоящий на Сенатской площади; огромный православный храм, – с одной стороны; – а с другой совершенно отмороженная молодежь, вся пирсингованная, полупьяная и накуренная.  Сели на трамвай №3 с кондиционером и огромными окнами, который повез нас по кругу, и мы увидели Хельсинки глазами местных жителей. В «Макдональде» наглые чайки клюют прямо из тарелок. НО после Стокгольма – Хельсинки заурядная европейская столица. Завтра – паром на Эстонию. На Украине +38, а здесь реально холодно – +16.

23 июля. День восьмой.

Паром, на котором мы плыли из Хельсинки до Таллина, был построен в 2007 году – новый, современный и красивый.  На пароме накупили сувениров. Погода испортилась. Финляндия провожала нас сильным дождем и швальным ветром. Два часа пролетели очень быстро. На пароме мыли голландцы, которые через Норвегию едут на Европу и домой. Эстонские пограничники вежливо сказали, что через Латвию нам дорога закрыта. И моя бригада «Ух» повесила носы – придется ехать через Россию. Таллин нас приятно удивил – чисто и аккуратно, душевная гостиница. Старый город, по которому я ходил 20 лет назад, совсем не изменился. Дома купцов, девушки в средневековых нарядах, множество ресторанчиков. Старый Томас по-прежнему свысока смотрит на Таллин. Крепостные стены, которые хранят память о прошлом, удивительный город, полный контрастов, богатства и красоты – вот каким остался Таллин в нашей памяти. Завтра – тяжелый день – нужно проехать Эстонию, Россию, и «дотянуть» до Витебска.

24 июля. День девятый.

Утро было пасмурным и дождливым. Но вид из окна на старый Таллин даже в дождь был прекрасным. Очень жаль было оставлять Таллин. Он оставил приятные воспоминания своей сдержанной красотой. Первый раз одели «дождевики».

Эстонию проехали быстро. Эстония была скромнее Финляндии. Те же заправки-автоматы, с которыми одна нервотрепка. Россия встретила нас ужасно. Полтора часа морочили голову. «Станьте здесь», «идите сюда» – этот российский идиотизм. Всякие бумажки, куча писанины. «Пацаны» поникли! А дальше – больше.
Убогие домики, где крыши покрыты рубероидом,  пьяные люди валяются на остановках,  ни одного вспаханного поля. Лапотная Россия. Последний русский населенный пункт – Лобок. Пролетели Россию на одном дыхании.

Белоруссия – рай. Чистота, белый полосы на дорогах, а когда въехали в городишко Городок, было ощущение, что мы попали в Голливуд на съемки фильма об СССР.  Женщины гуляют парочками. Все выкрашено, фонари горят, чисто и приятно. Витебск встретил нас радостно. После кучи заполненных анкет, мы поселились в отель и пошли ужинать. Подвели итоги: все живы и здоровы. «Студент» получил боевое крещение. «Пацаны» из Николаева съездили в Киев через Стокгольм. Завтра им дорога на Киев и Николаев, мне – Минск, Львов, Ужгород. На Волыни попал в ураган. Крыши срывало, как с игрушечных домиков, а деревья были поломаны, как спички. Позади 4500 км.

Закарпатье встретило радостно. Теперь отдых, а мысли уже о следующем сезоне, о следующей поездке.

Автор: Олег "Полярник" в разделе Путешествия | Прокоментуй!

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment