Олег "Полярник": Путешествия и мир

Байкер из Ужгорода о мотопутешествиях, интересных вещах, байкерских шоу

«Ледниковый период» в мае

Когда смотришь на карту Европы, – кажется и там был, и это видел.  Куда же поехать? Что еще интересного может преподнести «старушка» Европа. Мысль посетить и посмотреть самую высокую вершину австрийских Альп гору Гроссглокнер, сверлила мне голову уже давно. Но туда попасть совсем не просто. Нужно выбрать время года удачно, и главное – погода. А быть там и не увидеть один из величайших ледников альпийских гор, просто невозможно.

Долго выбирал маршрут, чтобы увидеть самые «перлы» Альп.Чтобы не ездить по знакомым дорогам, а найти новые «непротоптанные» тропы.

К сожалению, группа из 4 человек сократилась до двух. У людей были на то объективные причины. Номером «два» был Игорь Путь, который покрыл расстояния от Белгород-Днестровска до Ужгорода одним махом, а это – 1200 км. И наградой ему за это в Ужгороде была экскурсия в не безивестный в байкерских кругах ресторан – «Деца у Нотаря». У человека, попадающего сюда первый раз – возникают противоречивые чувства. Знакомство с культурой маленького народа – русинов, проходит на фоне достаточно саркастических «произведений», связанных с нашей политической жизнью.

… Старт назначили на утро 22 мая. Границу с Венгрией прошли быстро. Дорога хорошо ложилась под колеса. Но было очень жарко. По всей Венгрии нас преследовал запах черемухи и бузины. В Будапеште – столпотворение машин и жара 35 градусов. Ехать с Игорем – одно удовольствие: не устает, не «ноет», не сидит «на хвосте» и не теряется в толпе. Поэтому средняя скорость движения была очень высокая.

Австрия встретила нас нереальным дождем. Сплошная стена воды. На автобане машины останавливались на обочине, чтобы переждать непогоду. Но мы – двигались вперед. Игоря чуть не смыло «волной» от встречной фуры, а меня чуть не подняло над землей водой из огромной лужи, которую в шлеме совсем не видно. Поэтому ехали «на цыпочках», с замиранием сердца поглядывая на небо.

Грац встретил нас хорошо. 9 км туннель под городом согрел нас. А на поверхности нас ждал хороший австрийский ужин у старых знакомых Августа и Лоренса, которые в прошлом году помогали нам менять цепь на  Сузуки. Немного промокли. Поэтому горячий душ в отеле был очень к стати. Проехали за этот день 700 км.
23.05. Утром выехали не очень рано. Сушились. В магазине «Хонда» купили Игорю «запасное» колесо. Его заднее – оставляло желать лучшего. Тронулись в путь. Стали попадаться на встречу байки. Они не сильно «горели» желанием приветствовать нас, и приветствовать друг друга. Горы становились все выше, дорога все уже. Остались позади города Сент-Иохан, Брук.

И вот она – долгожданная и желанная дорога на Гроссглокнер, самую высокую гору австрийских Альп. Но про эту дорогу нужно сказать отдельно.

… Первые планы по строительству дороги были разработаны в начале 20-х годов прошлого столетия. Необходимости в дороге, как таковой, не было. Она строилась как туристический аттракцион. Ведь перевал находится на высоте 2500 м, а крутизна подъемов кое-где достигает 16-18%.

В то время, в 1930-1935 гг., на строительстве дороги было задействовано более 3000 рабочих. Это австрийских подход. Дали работу людям – вложили деньги, а потом на протяжении 70 лет взимают плату за эту дорогу. И мы тоже заплатили 18 евро с каждого за 46 км дороги. Дорога проектировалась настоящим альпинистом – инженером Францем Валлаку. При ее строительстве были учтены особенности окружающего ландшафта. Смотровые площадки и сама дорога позволяет максимально увидеть удивительный мир гор, снега и ледников. Заплатив деньги на въездном шлагбауме – мы начали подъем. Дорога становилась все выше, повороты – все круче. Моторы стали нагреваться – включились вентиляторы принудительного охлаждения. Зато у тех, кто летел нам навстречу, «горели» тормоза, и нам, и им было не до приветствия – уж очень внимательным нужно было быть на дороге.

Постепенно зелени становилось все меньше, скалы – все ближе. И наконец-то мы остановились просто в снегу. Нам очень повезло с погодой. В горах – солнце, да такое, что видны 4-тысячные вершины, – это из области фантастики. Казалось дороге не будет конца. Попробовав снег руками, и закатив мотоциклы по спицы в снег, сделали фото на память. Удивительно, на нам предстоял еще один подъем. Там на высоте 2571 м над уровнем моря – байк-пост, носящий название «Пик Эдельвейс». И даже на такой высоте «по уму» организована стоянка, и движение мотоциклов – по кругу, как в городе. А их там было огромное количество.  Кофе, почта, магазин сувениров, музей истории этой дороги – и удивительная по своей  красоте панорама гор. Все это открылось нашему взору и вниманию.

Судя по реакцию «коллег», наши номера вызывали неподдельный интерес. На них смотрели, их фотографировали, – а саамы смелые спрашивали что за экзотическую страну мы представляем. Конечно, мы с гордостью говорили – Украина. Но самое смешное, они не знают что это такое! А где это? Палочкой-выручалочкой были фамилии Шевченко и Кличко.

Казалось бы, но что еще удивительное можно здесь увидеть. Можно! Снегоуборочные комбайны заботливо поставленные на обочину, с роторным двигателем и на гусеничном ходу. А за поворотом – туннель. Въезд в него охраняют снеговые стены высотой 5-6 м. И это май месяц на дворе. Но у нас оставался еще один сюрприз дня – ледник у подножия горы Гроссглокнер. Сотня опасных поворотов остались позади. И вот мы прикасаемся к далекой истории. Над головой солнце, над тобой горы высотой 4000 м, а у их подножия, как личинка в гигантском коконе, – ледник, которому много миллионов лет. Невозможно насладиться его красотой. Начинаешь задумываться как Франц-Иосиф приехал сюда в конце 18 века на лошадях? И сколько он ехал. А на том месте, где стоял его охотничий домик (хюте), сейчас в скале вырубили и построили 3-этажную парковку для машин.
Солнце!!! Ведь на таких высотах оно большая редкость. На стоянке – мотоциклы со всей Европы. К леднику, а это метров 300 ниже смотровой площадки, можно было спуститься на фуникулере. Все продуманно для того, чтобы люди максимально соприкоснулись с природой. Спускаясь с ледника неоднократно попадались знаки «Осторожно, сурок!». И это не напрасно. В одной из террас, которая укрывает дорогу от камнепада, мне выскочил под колоса такой красавчик.  Сурки только проснулись от спячки. Остановившись перекусить,  мы увидели множество таких сурков, которые вылазили из нор, и маленькими перебежками бегали друг к другу в гости.

Под нами была небольшая плотина и электростанция, которая на такой высоте вырабатывает электроэнергию. И самое интересное было то, что это озеро было связано с другим озером туннелем протяженностью 11 км.
За спиной рокот! Очередное потрясение. Какой-то клуб, немецкий или австрийский, – но клуб ветеранов мотто-техники на «аппаратах», самому молодому из которых 65 лет, совершают воскресную «вылазку» в горы. В колоне было все: «Цюндапп», «КС-750», «ВМW-R75», «Харлей Девидсон», «WLA-750», наш М-72. И вся эта колона бодренько «поперла» на высоту 2300 м над уровнем моря. Вот самообладание у людей, вот желание возродить старую технику. Нет, я не сравниваю наши возможности с ихними, только что такое на военном мотоцикле поднять в горы знаю не понаслышке. Двоем с братом, дважды, пересекал Альпы на МВ-750 М1. Ехали две недели – месяц отходили от поездки. Но это было круто!

Экватор нашего путешествия перевалил за половину. Мы спустились в красивую, уютную долину, в городок Лиенц. Нам радушно предоставили старинные апартаменты. В коридорах и на стенах стояли и висели вещи XVIII-XIX веков. Гастхаус назывался Грибилиенхоф. Мы были, по словам хозяев, первыми украинскими гостями. За этот день мы проехали 350 км. Но зато сколько впечатлений!

24.05. После завтрака, предвкушая новые впечатления, «вырулили» на старт. Дождь и неприветливый ветер заставили одеть «дождевики». Впереди нас ждал водопад Криммль, Инсбрук, свободная экономическая зона «по-швейцарски» и курорт Сент-Мориц на берегу озера с одноименным названием.

Водопады Криммль занимают 6 место в мире по своей высоте и значимости. Стоянка на высоте 300 м над уровнем моря. Мотоциклы можно оставлять на стоянке и минут 15 идти пешком. Посоветовавшись – решились насладиться панорамой со специально оборудованных мест для мото-туристов.

Горная дорога плавно перешла в низину. На горизонте – Инсбрук, Имст и съезд на Швейцарию, на Сент-Мориц. И тут сюрприз: перед въездом в маленький туннель – контроль «виньеток» (оплата за дороги). В Австрии могут простить многое, – но не заплатить за дорогу – ты «классовый враг». Но у нас было все в порядке, мы тронулись дальше. Навстречу потянулись машины со швейцарскими номерами.

Мы много слышали о свободной таможенной зоне. И вот – указатель на нее. Переглянувшись, и почти не колеблясь, пошли в гору. 25 км поворотов мы ждали, чтобы увидеть что же это такое.

… Этот загнивающий капитализм, как он есть! Одно длинное село – с домами, как на лучших швейцарских курортах. И бензин, алкоголь, парфюмерия, в общем, все то, что заставляет шевелиться «золотого тельца» – все здесь на 15-20% дешевле.

«Контрабандистов» радостно встречает австрийский таможенный контроль. Но, конечно же, с улыбкой. Проезжайте. Все в порядке.

И вот Швейцария. Первый раз моя «Хонда» пересекла швейцарскую границу. Сразу начались глубокие ущелья, бурные реки, и на стоянках стояли пустые 200-литровые бочки из-под масла, переделанные под мусорники.  Надписи на них на четырех языках. Дорога перешла плавно в луга с ковыльной травой. Маленькие электростанции, и полное отсутствие людей, даже в более-менее больших населенных пунктах – типичный ландшафт Западной Швей    цари. И богатство. Во всем. В домах, тракторах, в оцинкованных столбах и хромированных табличках на автобусных остановках.

Ехать было приятно. Впереди нас ждал Сент-Мориц, столица двух олимпийских игр.

Конечно же, я лично пытался сравнивать Австрию со Швейцарией. И мне в душе очень хотелось иметь перевес в сторону своей любимой Австрии. Но,: буду честным, даже перед самим собой, их нельзя сравнивать. Это похожие, но разные страны. Их надо воспринимать такими, как они есть.

Сент-Мориц встретил нас гладью большого горного озера, чистыми до «ужаса» тротуарами и парочкой мусульман, которые вальяжно прогуливались по берегу озера. Зимой, когда озеро замерзает, на нем проводят легендарные ледовые скачки на лошадях. В отеле кроме нас – еще 6 человек. Город пустой. Воскресенье. Наши попытки узнать жизнь и быт Швейцарии увенчались почти неуспехом. Со стороны мы напоминали Дон-Кихота и Санчо Панса. Только в одном кафе нам улыбнулось счастье. Мы увидели коренных жителей. Официантка – «мулатка» – ближе к неграм и пятеро белых мужиков, медленно потягивали со своих стаканов «нечто». Но говорить с ними было явно не о чем.

25 мая встретило нас ярки, теплым солнцем. Сент-Мориц ожил. Когла мы выехали из города, то, наверное, попали в места, о которых смело можно сказать – вот она классическая Швейцария!

… Голубое озеро, конечно же, с прозрачной, кристально чистой водой, симметричные вершины гор, слегка припорошенные снегом, и бездонное небо, которое отражается в воде. Казалось, что красота нереальная, это где-то далеко, не с тобой, а с кем-то. Машин небыло совсем. Дорога медленно поднималась в горы. Пейзажи меняли свои картинки – теперь было больше леса; – озера остались позади.

Да, было желание ближе увидеть горы, но только из окна поезда. Но вот беда – этот поезд, самый медленный поезд в мире – 250 км от Сент-Морица от Цермата он преодолевает за 7 с половиной часов. Путь проходит через захватывающие дух ландшафты, по дороге – 291 мост и 91 туннель. Но для этого понадобилось бы как минимум 1 день и 1 ночлег. Сутки без мотоцикла? Нет, вперед, – навстречу неизведанному и интересному.
… Дорога пошла вверх, и мы въехали в италоговорящую деревню Малоя. Людей, как всегда нет. Но зато на маленькой сельской заправке стоит «заряженная» «Феррари», и квадрацыкл на гусеничном ходу. Мы остановились у маленькой лавки – купить сувениры. Ведь буквально за горой начинается Италия. Пожилая женщина живо показывала нам сувениры и тут же разговаривала со своими двумя внуками. – девочка была босиком, как у нас. Купив на память «белые кресты» на красном фоне, мы вышли на улицу. Там возле мотоциклов стояло еще две женщины. Конечно же, они не знают где Украина и что это. Одна из них спросила: «А сколько часов Вы ехали?» Ответ поверг ее в удивление и шок: «Три дня!!!»

За перевалом Малоя начались долины, которые венчали каменные горы. А далее – пошли каштановые леса. Стало очень тепло. Во дворах начали появляться пальмы. Незаметно мы въехали в Италию. Городишко Чавенна. Сделав фото пальмы, мы снова потянулись в горы.  Это подъем напоминал пешеходное восхождение на очень высокую гору. Сначала знак «запрещено движение грузовых автомобилей». Потом запрет движения автобусов. Дальше больше – ширина не более 2,6 м, высота – не более 3 м. Это было как не с нами. Серпантин, «выгрызен» в скале невероятным образом. И вдруг, в это царстве гор – огромная колокольня и храм. Как можно его построить здесь, на такой большой высоте. Мы не знали, что самое интересное впереди. Дорога стала до такой степени узкой, что нам на поворотах приходилось опираться слегка на ногу. Моторы «кипят», но «кони» резво тянут вверх. И там действительно было зрелище, достойное удивлению. Сначала закончилась полоса деревьев. Потом мы поднялись на высоту облаков. Попались несколько высокогорных приютов для горнолыжников.  Но пить кофе, когда под ногами вершины Альп – не хотелось. Высота была около 2700 м над уровнем моря, – так сказал, попавшийся нам местный житель. Вдали виднелись седые вершины Альп. И где-то здесь проходил Суворов, хотелось кричать от радости и фотографировать все вокруг. Дорога извивалась между горнолыжными подъемниками, пока перед нами не выросла огромная стена платины. На ней римскими цифрами было высечено MCM XXXIV (1934 год) и тут же кофейня. Убогая не убогая, но продуваемая сильными ветрами, с грубыми деревянными полами. Вокруг еще не растаял снег. Мы радовались как дети. Здесь «за облаками» – другой мир. Здесь время стоит, но интрига была в том, что за платиной, по идее, должно быть озеро. Какое оно! Медленно допив кофе, мы проехали каких-то 200 метров. За платиной было озеро, – огромное, почти до горизонта, окруженное горами и скованное льдом!!! И это 25 мая. Солнце над головой, – лед под ногами. Не укладывается все это в традиционную картину весны. Вдали – на краю озера, просматривалась маленькая, домиков на 5 – деревенька. Весь этот, «неземной» пейзаж напоминал какой-то из фильмов Спилберга. Только там было песчаное безмолвие, а здесь снежное и каменное. Деревня называлась Монте Сплюга. Несколько туристов на крыльце домиков вальяжно потягивали кофе, а ссади – к домам, вплотную подступали огромные снега. Но дорога и дальше шла вверх. Куда еще? А выше был пограничный переход. Два итальянца-таможенника непринужденно разговаривали между собой. Нам махнули рукой. На доме – который больше напоминал маленькую каменную крепость – который явно был местным таможенным управлением, стояла дата над дверями – 1885 год. Как сюда добирались люди 100 лет назад!, если сейчас наши «японцы» и «немцы» кипели от усталости! Но прекрасное и удивительное еще не закончилось.

Метров через 400 на узкой дороге возник домик с воротами и навесом над дорогой с надписью «Таможня Швейцарии». Одинокий, подтянутый таможенник вежливо приостановил нас. Без чванства и хамства.  Глянув на мой номер мотоцикла, спросил: «На каком языке обращаться к Вам?» Проверив документы, с удивлением вернул нам паспорта – мы первые украинцы, которых он видел вообще. И на этом пограничном переходе в частности.
… Вид  лежавшего внизу серпантина будоражил воображение. Поворотов было как в лабиринте. Теперь пришла очередь трудиться тормозам. Километров 20 мы спускались. Безлесые горы сменились хвойным лесом, потом лугами, и наконец мы выскочили на брусчатку городка Сплюген. Навстречу попались солдаты местной армии. И на мой немецкий вопрос я получил французский ответ. Бывает и такое, ведь в Швейцарии 4 равноправных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский языки. К стати на последнем разговаривает всего 50 тыс. человек.

Так не хотелось ехать современной дорогой, хотя и по горам. И мы решили сделать небольшую петлю и посетить еще один курорт Ленцерхойде. Чистота дорог и тротуаров поражала. Вокруг горы и лес. Но в лесу проложены аккуратные пешеходные дорожки. А на маленьких озерах плавают белые и черные лебеди. Мы остановились в центре городка. Игорь поменял доллары на евро, а потом следую своей давней традиции, я сам себе отправил открытку с кратким описанием впечатлений о новой стране, открытой для себя на мотоцикле.
Город Хур показался нам Москвой после красивых горных деревень. Буквально несколько км – съезд с автобана, мост и вот – Да здравствует Принципат Лихтенштейн.

Сразу у реки – замок. Древняя история, богатая, маленькая страна. 8 км шириной и 18 км длиной. Самое большое «село» – 10 тыс чел. – столица страны Вадуц. Движение затруднено. Много машин; «Ягуары», «Бентли»,  «БМВ», «Мерседесы» последних моделей – все как в «большой» стране. С трудом нашли сувенирный ларек – он оказался единственным в этом, с позволения сказать, городе. Купили значки на жилетки и наклейки на мотоциклы. Теперь у меня на левой стороне обтекателя добавилась наклейка FL – Лихтенштейн. Кофе нам  не удалось выпить. При дороге не было ни одной кофейни. Также, как не было и ни одного рекламного щита. В этой стране свой менталитет.

Австрия – почти как возвращение домой. В Фельдкирхене, в котором мы ночевали, увидели настоящий пожар в центре города.  Не доезжая Вены нам пришлось поменять заднюю покрышку на мотоцикле у Игоря – вылез корд. И в поисках мастерской нам помог чеченец, с норвежским паспортом, работающий в австрийской мастерской и говорящий по-русски. 30 минут – 20 евро, и у Игоря новые «тапки» на «задних ногах». При въезде в Будапешт чуть не произошла «куча мала». По самой левой полосе автобана бежала собака. Я с трудом ушел от удара. Последний день 28 мая выдался солнечным, но холодным. Доехав до Ужгорода (340 км) Игорь позавтракав у меня, тронулся дальше. А вечером он был в Белгород-Днестровске. 1500 км за день – это наверное «платиновая задница». Но дорога домой всегда ближе к сердцу и наверное быстрее. Остались позади 3000 км горных дорог, удивительные пейзажи и виды гор. И возникло желание следующий мотто-тур сделать по дорогам, которые находятся выше 2000 м над уровнем моря. Что-то есть в них магическое, неповторимое, ведь там все иначе в горах. «Лучше гор могут быть только горы»! Они тянут и манят к себе. До скорой встречи горы!!!

Автор: Олег "Полярник" в разделе Путешествия | Прокоментуй!

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment