Олег "Полярник": Путешествия и мир

Байкер из Ужгорода о мотопутешествиях, интересных вещах, байкерских шоу

В поисках «Золотого руна» или «Найденный рай»

СОСТАВ:
«Полярник», Олег Неживой Honda Varadero XL 1000,
«Паспарту», Рома Деща Honda Super Four
«Йолдаш», Игорь Рой Honda Steed

МАРШРУТ:
Ужгород, Бая-Маре, Бухарест (Румыния), Русе, Велика Тырново (Болгария), Эдирне, Стамбул, Анкара, Кирикале, Сивас, Эрзурум, Йозгат (Турция), Нахичевань, Джульфа (Азербайджан), Карс (Турция), Боржоми, Тбилиси, Батуми (Грузия),  паром на Ильичевск, Киев, Ужгород – 5500 км.

Когда смотришь на карту Европы и понимаешь, что видел или проехал через все страны изображенные на карте – воображение посылает дальше, – в неизведанное, на Восток. Не зря говорили, «Восток – дело тонкое». Когда-то давно, один старый черногорец, исколесивший полмира поведал мне о том, что одним из самых удивительных, полных загадок историй мест на земле – является Иран. Я долго «болел» желанием проехать пол Европы и попасть туда. Но, увы! Не помогла ни крепкая дружба наших держав, ни вызов известной иранской фирмы, ни письмо Федерации мотоспорта Украины.  В иранском посольстве нам морочили голову полтора месяца, обещая изо дня на день решить вопрос. Завтра ехать, а нам в ответ, – еще неделю подождите. Я понял, что Исламская республика Иран боится трех байкеров из Украины, думая, что мы совершим переворот в сознании местного населения. Да Бог с ними!

(В конце статьи можно просмотреть полную фотогаллерею путешествия)

Нашей целью стал удивительный край, как в географическом, так и в политическом смысле. Место, населенное прекрасными, добрыми людьми, – сумевшими донести до нас дыхание многовековой культуры – Нахичеванская Автономная Республика Азербайджана.

Но обо всем по порядку.  До теплой и радостной земли – и по истине, райского места – было еще далеко.

Старт назначили на 13.04.11. Я выезжал из Ужгорода, а Рома и Игорь из Киева.

nr002Румыния не была приветлива своей погодой. Дождь и пасмурная погода не испортили радости встречи трех байкеров. Ведь в последний раз мы расстались с Ромой в июле прошлого года, когда возвращались из Исландии.

14.04. Бесконечная дорога по Румынии просто выводила из себя. Неожиданные ямы на дороге – дымные «фуры», которые тянутся со скоростью «беременного таракана», появляющиеся как из-под земли повозки кибиточных цыган , вяло и медленно плетущихся по дороге – вот традиционная картина румынской дороги. Холод и дождь утомил. А Бухарест – с полным отсутствием указателей, вообще испортил радость первого дня путешествия. Спасибо навигации, она с трудом, но вывела нас на Болгарию. Последние 50 км мы неслись до моста через Дунай, думая только о встрече с братской Болгарией. В этот день остались позади Клуж-Напока, Сибиу, Бухарест.

Мост через Дунай был построен в 1952 году. Поэтому нас встречали классические элементы архитектуры «сталинской» эпохи.

Болгарские пограничники были исключительно корректны. Извинившись, что заставили нас ждать, было много турецких автобусов. Быстро оформив паспорта, пожелали нам счастливого пути. Болгария приятно удивила. Чудные дороги, отсутствие плетущихся цыган, а главное –  в багровых лучах заходящего солнца – ухоженные, аккуратные поля. Даже дождик, который накрапывал, был совсем не в тягость.

Первый городок – Велика Тырново радушно нас встретил. На бензоколонке, ребята, извинившись, сказали, что мы сумасшедшие, – но услышать понятную речь здесь, было вдвойне приятно.

А потом – это болгарское кивание головой – наше «нет»- это ихнее «да». Нужно было привыкнуть и к этому. Осталась слева старая мельница. На улицах пустынно. Отельчик – одно название, зато 25 евро за комнату, – это здорово!  Ужин из консервов, супчик из пакетиков, обмен мнениями – и спать. Завтра – Стамбул!

nr00515.04. Болгария начала удивлять с самого утра. На перевале Стара Загора – лежал снег, а на дороге легкий гололед.

Поражала сдержанная красота Болгарии. Ее приветливые, добрые люди, которые старались найти знакомые русские слова. И даже пустые, заброшенные колхозные фермы – не казались такими уж убогими, как на Украине. Чистые городки радовали своим весенним настроением. Дороги – прелесть, и даже остановивший нас полицейский, только поговорил с нами и пожелал удачи. На перевале снег, а в долине – цветут сады, ослики в селах, козы на лужайках. Болгария – это аромат полей, улыбки людей и только приятные впечатления. Последняя заправка в Болгарии, в Турции заправка недешевая.

nr011Турция появилась на горизонте как бы не спеша, впечатляя огромных размеров  флагом, ярко красного цвета. Помпезный пограничный переход, с десятками проходов для машин. Огромные досмотровые залы, и – мечеть. Без этого – никуда. Процедура оформления ясная и понятная. 15 минут, 20 евро – и мы официально в Турции. Никто не рылся в наших вещах, но документы, страховки – все проверялось очень тщательно. 4 печати, и тебе махают рукой – вперед.  Вот она – Турция, юго-восточная оконечность Балканского полуострова, историческое название – Восточная Фракия.

С первых километров дороги, а это шикарный европейский автобан, стало ясно, что мы попали в цивилизованную страну. Все чисто, аккуратно. Ухоженные, хотя и безлюдные поля. Машин почти нет. Учтивые заправщики и приветливые кассиры. Сюрпризы были дальше. Дорога располагала и манила за собой. Крейсерская скорость STEEDA – 120 км в час, не позволяла вкусить все прелести дороги на вновь приобретенном мотоцикле. Но я был и так в восторге, – Varadero – это огромный шаг вперед по сравнения с Transalp.

Высокое стекло брало на себя непогоду. Теплые ручки грели пальцы. Доступ в кофры – удобен, будь то термос с чаем или видеокамера – все под рукой. А главное, расположение кофров высоко над землей, что неоднократно выручало меня – позволяя маневрировать на узких улочках и не цеплять бордюров.

nr045На горизонте замаячил Стамбул. Размеры его заставляли задуматься – 150 км длиной и 50 км шириной. Появились огромные «спальные» районы, которые нависали над дорогой. Поток машин постепенно увеличивалась, а скорость падала. Стало ясно, что на дороге – беспредел. Не видно включенных поворотов, но почти всегда тебя «подрежет» и втиснится в щель перед тобой. Въезд в город приятно удивил. Даже в Германии, такая рабочая окраина не была бы засажена аккуратно газонами.  Справа внизу – дикое количество автобусов. Я подумал, что это завод. Оказалось – огромный автовокзал, который связывает Стамбул со всей страной. Пальмы, тепло, маленькие шикарные «маршрутки» – Магирус Дейч – из которых люди выходили и заходили чуть ли не на ходу. Внимательные взгляды и аккуратно одетые люди – хотя везде и всюду восточный колорит. Платья до пят, и лица девушек почти полностью укрыты хеджабами. Машины стоят в пробках. Мы тянулись медленно по правой стороне. Чем дальше – тем страшнее. Огромный грузовик, порхающий с легкостью бабочки, или шикарный Мерседес, перекрывший все движение, это  нормальная картина на улицах Стамбула. Еще это можно было бы назвать пределом возможного приличия.

Заранее я заказал отель в пяти минутах ходьбы от Святой Софии. Поэтому добраться в Старый город без Garmina было бы весьма и весьма проблематично. Указателей мало, да и увидеть их, не зацепив какое-то такси или грузовик – тоже достаточно трудно. Я даже не верил, что туда можно проехать, – куда нас вела навигация. Оказывается, можно – такой весь город.

Моторы нагрелись, машины в пробке стоят, одна машина впереди нас спускалась с главной дороги задом. Одним словом – «Азиа-с, нравы». Брошенные машины на поворотах не позволяли туристическим автобусам нормально маневрировать. А те в свою очередь, проезжая мимо, – пшыкают как паровозы. Воздух, выпускаемый из пневматической системы очень громно выходить – поэтому любой автобус слышно метров за 50. Когда до отеля оставалось метров 100, дорогу нам перекрыл трамвай. Вагоновожатый, как заправский регулировщик, направлял движение, куда нужно.   Таксистов пропустил, а нам показал рукой обождать, – потянув за собой 50-метровое тело трамвая.

Маленький, уютный отельчик радушно встретил нас в лице русскоговорящего Мексима. После небольшого отдыха мы направились в город. Восток есть Восток. Запах кальяна из небольших уютных кафешек перемешивался с ароматом цветущей мимозы. Первое впечатление было шокирующим. Огромный купол святой Софии в окружении четырех минаретов, которые, как игла, вздымаются к небу. Толпа людей, снующих между Голубой мечетью и святой Софией, напоминало какой-то средневековый базар. Разноголосъе языков, культур и взглядов. Купола Софии помнят времена Византии и Константинополя. И когда-то наши предки стремились сюда, как к одному из центров мировой культуры.

Когда солнце закатилось за горизонт, зажглась подсветка минаретов и куполов. А потом разом, со всех динамиков, развешанных на минаретах, грянул голос муэдзинов, призывающих бросить все мирские заботы – и отдать должное молитве во имя Аллаха. Чем и интересна Турция и Стамбул, так это мирным сосуществованием представителей разных религий. Никто никому не мешает. Огромный вклад в объединение и продвижение Турции в Европу внес Мустафа Кемаль (Ататюрк). Он не только возглавил освободительное движение в Турции в 20-х годах прошлого столетия, но и сумел помирить многих непримиримых врагов. А отменив ношение фесок (красная шапочка с кисточкой) помог многим европейским народам забыть о злодеяниях османской империи.

Во всех офисах, бюро, бензоколонках висит портрет Ататюрка, поистине народного героя.

На завтра нас ждала экскурсия по городу. Без гида сложно увидеть такой большой город.

nr03716.04. утро было солнечным и приветливым. Спустившись вниз к железнодорожному вокзалу, мы вышли на берег бухты «Золотой рог». Вдали – Мраморное море, а перед нами мост, соединяющий Европу и Азию. Пройдя вдоль моря, мы пересекли сад султанского дворца. Из него открывался великолепный вид на пролив Босфор. Там – наше Черное море, а здесь – переход в мировой океан, а ты чувствуешь себя каким-то маленьким, но принимающим участие в чем-то грандиозном.

В час дня за нами приехал микроавтобус, который собрав еще людей, повез нас на Египетский базар. Аромат всех специй известных и неизвестных, чая и деликатесов со всего мира – все это было похоже на сказку 1001 ночи.

Потом посадка на катер, который неспешно, но уверенно показал нам европейский берег, затем азиатский, прошел под двумя мостами, которые на высоте 68 метров от воды соединяли Европу и Азию.  Зрелище великолепное. Миллионы машин снуют туда-сюда. Со стороны моря купола Софии были еще величественнее. Мы бродили по улочкам, которые хранили память столетий, давно канувших «в лету». Сувенирные лавки, где можно было поторговавшись, купить за полцены, чистильщик ботинок, свежие арбузы в апреле – все это диковина для нас, и тем более интересно.   Посетили мы и одну из мечетей. Странно – туфли снимаешь, а шапку нет. Но это Восток! Ужин из блюд турецкой кухни, – с видом на мечеть – так закончился наш последний вечер в Стамбуле.

17.04. Жаль покидать Стамбул. Но утренний город провожал нас по своим безлюдным улочкам и привел прямо к мосту. Ветер сваливал «с колес». Боковым зрением были видны корабли далеко внизу, на воде. И вот – Азия. Мы в Азии,  и сразу плати деньги за мост. Дорога до Анкары напоминала движение где-то в Европе. Европейские автомобили, шикарные автобусы, хорошие бензоколонки. Вот на них-то мы и получили свой «первый удар» по сознанию. Цена бензина 24-25 грн. за литр. Заплатить за бак 420-450 грн. это недешево. Заправщики подходят сами, а главное – вносят в автомат номер мотоцикла. Зачем, непонятно. Движение интенсивное, и «шумахеры» сплошь и рядом. За нами даже пытался гоняться двухэтажный автобус, на что-то обидевшись.

Невооруженным глазом было видно, что экономика Турции развивается интенсивно. Много строительных площадок, больших и малых заводов.

Осталась позади Анкара и наш курс лег в направлении Кирикале, Сиваса, Эрзурума – и далее к Иранской границе.

Три дня ушло на то, чтобы пересечь Турцию с запада на восток. После Анкары началась провинция Западная Анатория. Уклад жизни людей менялся. Пустынная местность сменилась горами. Туповатые, но приветливые турки, с радостью и удивлением рассматривали наши мотоциклы. Эта дорога – далеко не туристический маршрут. И нам навстречу попалась только одна Honda Afrika-Тvin.

Дома в городишках были под черепицей, стены глинобитные, чай в придорожном кафе был единственным развлечением для нас на стоянках. Дорога, как взлетная полоса – ухоженная и аккуратная. В одном кафе хозяин, узнав, что мы были в Австрии, где он проработал 10 лет, был несказанно рад. А общение с ним на немецком языке позволило нам бесплатно выпить много чая. С каждой заправкой мотоциклы деньги таяли, как снег. Везде принимают кредитные карточки, везде берут валюту, но нам так далеко до них.

19.04. Дорога вела к большому городу Эрзурум. Порой казалось – Турция никогда не закончится. За день по 3-4 раза поднимались выше 2000 м над уровнем моря. Мотоциклы вели себя хорошо. Переход из лета в зиму переносили без проблем. Эрзурум – самый высокогорный город Турции. На плато, где он находится, дул сильный ветер. А это высота 2100 м. После него потянулись горные селения, где не было ни кустов, ни деревьев. Зато возле каждого дома аккуратно сложенные пирамиды из кизяка. Это единственный вид топлива зимой. Дети играют с козами. Овец на ночь загоняют в дом, везде кизяк, огромные собаки – все, как и 100 лет назад. Неоднократно нам под колеса кидались огромные «алабаи», но к счастью, все произошло без столкновений.

Последний город за 35 км от Ирана – Догубаязит встретил нас приветливо. Здесь мы уходили на север – в Курдистан. А завтра в 10:00 нас ждали на границе Турции и Азербайджана.

nr129Сделав фото на память возле знака Иран – 35 км, мы двинулись на север, где совсем скоро, в дымке, появилась удивительной красоты гора Большой Арарат высотой 5165 м. Гора была укрыта огромной шапкой снега. Облака, как пачки на балеринах, были где-то посредине горы. Дорога уходила вверх, и на перевале фотографируясь, мы познакомились с курдами, которые остановились, увидев наши украинские номера. Один из их родственников жил на Украине. Внизу нас ждал Курдистан. Непризнанная территория, в основном заселенная курдами. Теплый воздух, тополя возле дороги, а главное появившиеся велосипеды и скутера, так встречал нас город Игдыр. Тут уже навигация не могла сказать, где находится отель, здесь она не работала. Пришлось использовать старый метод. Заправщики направили нас в центр города. Ужин в номере. И скорее спать. Завтра мы должны попасть в Нахичевань, более привычную для нас обстановку.

nr16620.04. Утро в Игдыре было теплым. Курды радостно, как дети, следили за тем, как мы собираемся. Выехали в направлении Нахичевани.   Долина – до горизонта поля. А главное, – это удивительное по географическому положению место. Справа – Иран, слева – Армения. Граница Азербайджана с Турцией только 9 км.  Всегда приятно, где-то далеко встретить друзей, знакомых. Так и здесь, в Нахичевани, нас ждала встреча с другом, с которым мы не виделись 22 года, но когда-то заканчивали одно военное училище – Гаджи Мамедовым. Мы проехали последний блок-пост перед границей с Азербайджаном. Документы не проверяли, только их интересовало все: куда и откуда мы едем. Потом появился турок-месхитинец, говорящий по-русски. Это был сюрприз для нас. И вот на горизонте пограничный переход. Все забито большегрузными машинами. Встречная полоса забиты автобусами и легковушками. Кое-как протиснулись у ворота. Ждите! Компьютер не работает. Но, а дальше началось самое интересное, – то, ради чего мы приехали – свежие, новые и невероятные впечатления. А главное, – мы были Гости. А для Востока Гости – это святое.  Гаджи появился в красивой форме подполковника азербайджанской армии прямо здесь, на турецкой стороне. Коллега, пришедший с ним, минут за 20 обошел все турецкие инстанции и поставил необходимые печати. Для того, чтобы мы проехали, растолкали автобусы и машины. Крик «туристы! Туристы» действовал магически.

Граница проходит по реке Аракс. Сразу за мостом нас встретили приветливые лица азербайджанских пограничников. Кто-то служил в Киеве, кто-то жил в Запорожье. Толпа водителей турецких грузовиков была отодвинута в сторону. И мы были приглашены к видеокамере, которая снимает всех прибывающих в страну. Фото, печать, и «добро пожаловать в Азербайджан!».

Современный переход, техника по последнему слову. Люди, понимающие нас, но другая форма и обстановка. Где мы! Начальник таможни пригласил нас на чай!!! Огромный светлый кабинет, в центре которого стол. Варенье из инжира, яблоки, апельсины. Капитан наливал нам чай в традиционные грушеобразные азербайджанские стаканчики – «армуды стаканы». С нами разговаривали, как с очень дорогими гостями. К сожалению, разговор слегка мог поддержать только Рома. Русский язык для Игоря «невідома мова».

Мы были первыми байкерами, которые со времени открытия границы между Турцией и Азербайджаном въехали через этот пограничный переход. И это очень окрыляло и радовало. Гаджи помогал с переводом. Нас понимали, но не все могли сказать. В пяти километрах от границы наших «коней» заправили под пробку. На вопрос: кто платит? – был ответ: «государство».

Нахичеванская Автономная Республика Азербайджана, несмотря на изолированное и островное положение, по отношению ко всей республике не производит впечатления «забытого уголка». Наоборот. Новый асфальт, по которому 31 Волга идет со скоростью 150 км в час. От пограничного перехода до города Нахичевань 70 км. Все это время мы не переставали удивляться новым школам, построенным буквально на песке – много людей иммигрировали из Армении за последние 10 лет.  Сады и поля, орошаемые водой, взятой из реки. После безлюдной и пустынной Турции казалось, что мы попали в райское место. Надо сказать, что нас тут ждали. Здесь находится большое воинское соединение, расквартированное в самом Нахичевани, а также в небольшом городке Джульфа, прямо на иранской границе. Начальник гарнизона узнав, что к ним гости приезжают три байкера из Украины, дал команду выделить в наше распоряжение гостевую «Волгу» и офицера для сопровождения. Нам были выделены генеральские апартаменты в офицерской гостинице. Я думаю, что не всегда и не везде так встречают гостей. За это огромное  спасибо начальнику гарнизона и всем офицерам, которые искренне и по-душевному показали райский уголок своей земли. Но по порядку.

nr157Въезд в город Нахичевань – большая клумба с высокими электронными часами и светофором. У Гаджи дома нас ждал сюрприз. Его жена приготовила настоящий украинский борщ. После мусульманских изысков Турции – знакомое блюдо невероятно вкусно. Военный городок жил своей жизнью, а сам город напоминал декорации к фильму – вот таким должен был быть городок при коммунизме.  Много советских построек, но они выкрашены, отреставрированы. Много парков и скверов, где неспешно прогуливается молодежь. Нет автомобильных пробок и суеты, ишаков на дороге.

Музей Гейдара Алиева на центральной площади был открыт. Нельзя было не зайти и не почтить память человека, который столь ко сделал для всего Азербайджана и Нахичевани. Мраморные стены, полы, ковры ручной работы. Гид, который любезно согласилась нам показать музей и рассказать о некоторых эпизодах биографии Гейдара Алиева.  Директор музея был тронут вниманием украинских байкеров. Позже, анализируя все увиденное, услышанное и понятое для себя, я определил, как «культурологический шок». Потому что открывалась такая неизвестная страница истории, когда-то великой державы.  Нахичевань была столицей ханства – границы которого простирались до Персидского залива. Современный Ирак, Иран, часть Турции, Кавказская Албания, Азербайджан – все было подчинено одному человеку. Дворец хана находится прямо на высоком склоне, из его окон видна река Аракс и Иран, с заснеженными горными вершинами. Очень много туристов приезжают в Нахичевань, где ведутся большие археологические раскопки. В некоторых поселениях толщина культурного слоя составляет 15 метров. Родство между тюрками, когда-то пришедшими на эти земли, и викингами, здесь искал известный всему миру норвежский путешественник – Тур Хейердал.

Гаджи предложил нам посетить один из полков в городе Джульфа. Глаза стали круглыми при входе в здание клуба. Мраморные полы, современное оборудование, все доступно и понятно для солдат. В столовой продуктовый склад не закрывается на замок! Повар берет столько продуктов, сколько нужно для приготовления пищи. Варочный цех в солдатской столовой напоминает кухню в ресторанах фешенебельного отеля, а солдатская баня – похожа на термальный бассейн в Будапеште. В солдатском магазине командир полка, – молодой, подтянутый подполковник – сделал нам подарок, –  красивые наручные часы с портретом Гейдара Алиева. Рома с Игорем изъявили желание послужить в азербайджанской армии. Традиционный чай в кабинете командира полка, огромный стол человек на 30, его рабочий стол. Ничего лишнего, над головой портрет верховного главнокомандующего и два телефона. За дверью – комната отдыха, туалет и душ. Я за свою 20-летнюю службу в армии видел много кабинетов. Но этот!!! Даже мне вновь захотелось послужить в армии. Не без гордости мы услышали от командира, что в этой части служат и украинцы, которые владеют азербайджанским языком порой лучше местных солдат. А любимая диктор телевидения – наша девушка из Украины. Жаль было расставаться с такой экипированной и со всех сторон подготовленной воинской частью.  День казался бесконечным, тем более, что разница во времени Украины и Нахичевани 2 часа.

Начальник Гарнизона лично захотел встретиться с нами, и узнать всем ли мы довольны. Генерал-лейтенант, генерал-майор, два полковника разговаривали с байкерами на равных. Здесь же была составлена наша программа на вечер и на завтра. Тут же были поставлены задачи, и военный механизм завертелся. Пока мы смотрели соляные шахты, в которых оборудованы лечебные места для больных, в самом дорогом ресторане отеля «Дуздаг» (Соляная гора) для нас накрыли ужин. Блюдо приносили маленькими порциями, но одно за одним. Вкусное азербайджанское вино, баранина, курятина, лаваш – за окном снежные хребты Ирана. Все это происходящее было больше похоже на съемки фильма в Голливуде.

21.04. Шесть часов утра по киевскому времени. Нас уже ожидает машина. Мосле завтрака мы выехали на высокогорное озеро Патабат. На высоте 2000 м находилось озеро, окруженное горами. Вдали – пограничная часть. Но самое интересное – остров. Остров, который плавает на озере. На нем растут кустарники и деревья, на него заходят люди – но он медленно «мигрирует» по озеру. После посещения озера мы поняли какую команду вчера отдавал командир. В чудном горном ресторане, в комнате для гостей нам накрыли стол. Офицеры тыла выполнили приказ дословно. Двигаться после такого застолья было очень тяжело. За беседой блюда сменялись чередой. А сколько теплых слов было сказано об Украине. Порой казалось, что нас окружают украинские офицеры, горячее любящие свою страну, а не представителя далекого Азейбарджана. Жаль было расставаться с таким благодатным и красивым краем. Но впереди нас ждал нелегкий маршрут, обратно через Турцию, Курдистан, на Грузию. Из этого региона нам можно было выбраться только паромом из Батуми. Дорога на Россию, на Сочи закрыта в Абхазии. Дорога через Чечню и Дагестан – не совсем туристический вариант.

Проводы были пышными. И начальник таможни, и его замы – вышли лично пожелать нам удачи. Ребята «зніяковіли»! Такого пристального внимания к своей персоне они еще не испытывали. Последняя благодарность Гаджи Мамедова и мы уехали в Турцию. А тут обед!!! С двух сторон через сетку турки рассматривали нас, как обезьян в клетке. Здесь я понял, что испытывают животные в зоопарке, от такого пристального человеческого внимания.

… Первой радостью в Турции был небольшой сосновый лес. Пять дней мы не видели леса. Сосна благоухала своим смоляным ароматом. Дорога стала совсем узкой, и потянулась вверх. Мы уже въехали в облака, уже было минус 2 градуса, а дорога все идет вверх и вверх. На перевале мела снежная поземка. На себя было одето все, что можно. Высота – 2725 м. Дом дорожной службы был заметен снегом по крышу. Это было последнее испытание холодом. Грузия казалась нам уже чуть ли не домом родным.  Пограничный переход больше напоминал заводскую проходную. Машин нет, и в 21:00 все закрывается. Грузия радостно встретила нас. На первой бензоколонке мы уже с представителями местного населения обсуждали «текущий» момент. Лица – страшные, а сердца – добрые. Люди – безобидные, – извиняясь спрашивали кто мы и откуда.

nr17722.04.  Первая ночь в Грузии была спокойной и умиротворенной. Нас ждал хороший завтрак в местной гостинице. Австрийские туристы за соседним столом. Наш путь лежал через Боржоми на Тбилиси. С самого детства я видел бутылки с водой «Боржоми», на которой была изображена Ротонда над источником. И вот она – воочию. Огромное ущелье, горная река – и теплая минеральная вода. Дальше – все как у нас. Полный «савок», только по-грузински. Этих мест не коснулось влияние Запада. Кое-что европейское стало заметно километров за 50 от Тбилиси. Современная дорога, бетон, скорость. Тбилиси встретил нас дождем и теплом. Вот он воспетый в песнях и фильмах старинный «Тбилисо». Мы увидели старый           город, с домами, нависающими над курой. Маленькие улочки, и домики, сохранившие еще тот прошлый налет времен.  Но не было дикого восторга, которого так хотелось. Ездить по дорогам тяжело – беспредел полный. И это при том, что и таксисты, и пассажиры привязаны ремнями безопасности. А полиция – на каждом перекрестке.

Грузинскую музыку слушали в ресторане грузинской кухни. Он больше напоминал харчевню конца XIX века. Шумно, весело и почти как дома.

23.04. Дождь не прекратился. И ранний выезд из Тбилиси по направлению в Батуми был «мокрым». Висевшие по обочину тушки свиней и баранов, заброшенные бензоколонки, несущиеся, как попало, Мерседесы – и так 200 км. Потом дорога поползла в горы. Люди продавали сыр «Сулугуни» и чай. Так это напоминали наши Карпаты. Где-то стояли волы с двухколесной телегой, а рядом мужики играли в карты. То, что нас никто не зацепил, я считаю это везением. Аварийные ситуации «кацо» создают сплошь и рядом.

За безумным Кутаиси началась долина. Кобулети встретил нас зелеными деревьями и приятным теплом и пасущимися вдоль дороги свиньями.  Чай в «Турецком ресторане» и последний рывок.

Ворота в Аджарию – это пальмы на берегу Черного моря. А еще вчера были снега. Вот в чем прелесть дальних путешествий. Смена климата, рельефа и природы. Аджария встретила нас хорошим настроением и великолепными корабельными соснами. На берегу, вдоль дороги модерновые пляжи сменяли разрушенные заборы советских санаториев. Колоссальный контраст. Но удивительная природа. Морской воздух и благодать.

nr223Батуми, советско-грузинский город. Кругом стройка и реконструкция. С трудом нашли бюро по продаже билетов на паром. 200 долларов – мотоцикл, и 170 долларов до Украины. Совсем недешевая цена. Паром «Грейфсвальд» поселил нас прямо под капитанской рубкой. В открытые иллюминаторы мы видели бескрайнее море и грациозно плывущих дельфинов. Кормили вкусно, по-домашнему. Спасибо экипажу.

Но такого ужаса, как в Ильичевске , никто из нас давно не испытывал. Театр абсурда. Почти 5 часов понадобилось, чтобы съехать с парома и выехать из порта. Десятки бумаг, куча печатей. Бесконечное хождение по контейнерным будкам. Мотоцикл нужно сдать на склад, потом получить его. Зачем? Неужели азиатская Турция, которая топит кизяками дома, шагнула дальше в своем отношении к туристам.

Последние 1100 км до дома – это смесь «русской рулетки» и езды на конкурсе экстремального вождения.  За плечами остались Азия, предгорье Кавказа, Курдистан и Балканы. Жаль, что 5500 км это так мало и так много.

Автор: Олег "Полярник" в разделе Путешествия | Прокоментуй!

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment