Олег "Полярник": Путешествия и мир

Байкер из Ужгорода о мотопутешествиях, интересных вещах, байкерских шоу

АЛБАНИЯ – ПОСЛЕДНИЙ «МЕДВЕЖИЙ» УГОЛ ЕВРОПЫ

Состав:
Олег «Полярник» – Honda Varadero 1000-V
Игорь Путь – BMW GS-1200
Маршрут: Ужгород-Сегед-Белград-Ниш-София-Скопье-Ельбасан-Берат-Дюрес-Тирана-Подгорица-Сараево-Будапешт-Ужгород. Всего 3500 км.

20.04.13. «Старушка» Европа открыла для меня много своих исторических и географических тайн. За плечами, или лучше сказать, под «колесами» остались почти все страны Старого Света. Почти, но не все. Самое малоизученное и трудное для понимания – я оставил на «закуску». Последний «медвежий» угол с полной загадок истории, на мой взгляд, была Албания, – страна, с которой начинается перечень всех государств Европы.… Весна 2013 буяла красками цветов и деревьев, теплой погодой и хорошим настроением. Стремишься, ждешь поездки с нетерпением, – но, как только нужно выезжать, одолевает легкая грусть. Провожающая меня команда поехала прямо, а я ушел направо. Нашу границу проходил под пристальным вниманием украинских таможенников. В Венгрии, в Дебрецене, я встретился с братом Вадимом – он был в местном медицинском центре.
Дорога от Дебрецена до Сегеда навевала море лирических воспоминаний, а лежащие вдоль дороги виноградники – уходящие к горизонту перелески и маленькие венгерские хутора – все, как описывал О.Гончар в рассказе «Тронка».
В Сегеде я остановился у старого знакомого, уникального человека Миши, который много лет разводит гусей. И их на его ферме бывало до 40 тыс. 15 тыс. я видел своими глазами. Это гектар белого, кричащего и постоянно двигающегося моря гусей.
21.04.13. Всю ночь ферму освещала луна. Небо, что называется «вызвездило». Мне снилась Болгария. В 6 часов утра я уже пересек сербскую границу. И взял курс на Суботицу, Белград и Ниш. Степная часть Сербии ранним утром была затянута туманами, а на маленьких озерцах можно было увидеть диких уток. На бензоколонке перед Белградом – «удар по голове». Я увидел, что у меня на правом кофре оторвана крышка. Настроение испортилось, теперь любой дождь – и все содержимое кофра «поплывет».
Белград остался в стороне. Дорога от Белграда до Ниша просто великолепна. От Ниша к болгарской границе пошли горы и туннели. Причем каждый туннель имел свой номер.
«Старушка» Болгария добродушно встретила усталого путника, и в который раз приятно удивила своим радушием и гостеприимством.
Узкими дорожками, по очень хорошему асфальту, который казался скользким, я добрался до отеля в центре Софии. 17-этажное здание «Кемпинский Зографский» радушно открыло свои двери. Из окна номера открывался потрясающий вид на гору Витоша. Длинный спуск по улице вниз привел нас в центр города. И главное, что мы увидели – это маленькая неприметная, но такая значимая для меня церковь Святой Софии. Город очень спокойный и сдержанный. Без суеты и паники.
София удивила аккуратными, чистыми улочками. Язык, на первый взгляд схожий с русским, при более пристальном внимании – оказывался совсем непонятным. Многие здания, особенно Совет министров, так похожи на здания города Минска времен «сталинской эпохи». Но среди этого монументализма находится место и для древней истории. Церковь св. Недели стояла на 3 метра ниже проезжей части. Она окружена сувенирными лавочками, в которых можно купить все болгарские диковинки: розовое масло, мыло, изделия из шерсти. Мечеть Банья Баши приветливо открывает двери для всех желающих. Посетить церковь св.Софии было моей давней мечтой. Я видел храм св.Софии в городе Полоцк (Белоруссия), Айа –София в Стамбуле, Софийский собор в Киеве. И вот теперь маленькая церквушка в самом сердце Болгарии.
Как не увидеть, будучи в Болгарии народные танцы? Но, увы! В понедельник нам удалось услышать только болгарскую музыку. Но и это было очень здорово.
Очаровательная официантка Ради сделала все, чтобы нас поразить. Кухня болгарская изумительна. Лепешки, мясо на гриле – но многие названия просто непроизносимые. А самое смешное, что ни на каком из славянских языков мы не смогли заказать ужин. Пришлось напрягать свои знания английского языка. Шашлык официантка чем-то облила, и он дожаривался у нее в руках на наших глазах. Гурманские изыски коими нас потчевали болгары, были не единственной радостью в этом ресторане. Певица в ресторане пела на всех балканских языках: македонском, албанском, хорватском. Если ее не видеть, а только слышать – бабуля в кокошнике, а если посмотреть – модерновая девушка в кожаных брюках, челкой на пол-лица и с низким вкрадчивым голосом. Как у нее умещается в голове столько песен – не понятно.
Но дорогим гостям, то есть нам с Игорем, она посвятила старинную песню жителей Родопских гор. Таксист, спокойный и вальяжный, без спешки доставил нас в отель. Прощай добрая София!
22.4.13. Солнечным, апрельским утром мы вырулили в направлении Македонии.
Дорога шла через небольшие села и деревни. Македонцы встретили нас радушно, хотя пришлось немного подождать. Пограничный переход находился на вершине горы. И все, как в передаче «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Приятные люди, с незнакомым языком – но я был понят, говорил с ними по-хорватски.
Деньги поменяли на почте, где свою очередь на обмен, учтиво уступил «камионщик». Настроение поднималось, как солнце над головой. Македония – новая страна, и нас ожидали новые впечатления. Крутой серпантин спустил нас к безлесым холмам и долинам.
Когда-то здесь родился и воевал Александр Македонский. Что было притягательно в этих землях для выдающегося полководца? О чем он мечтал, планируя свои военные походы на Индию?
Дети местной школы радостно махали нам рукой. Без остановки доехали до столицы – Скопье. Дорога перед столицей стала платной – 50 македонских динар (2 евро). Но, самое интересное – мало где дорога имеет название; – эта же называлась имени Александра Македонского. На горизонте вырос Скопье, находящийся между двумя огромными горными грядами. Не было большого скопления машин. Зелень, травка. Много современных домов. Ничего кричащего в архитектуре. Устроившись в отеле, который находился совсем не по тому адресу, который был записан в Интернете, мы вызвали такси и поднялись на гору, нависающую над городом. Благо, таксист сообразил – понедельник, смотровая площадка закрыта. Мы спустились в центр города и там увидели то, что потрясло нас, что называется «до глубины души»! Нашему взору открылась огромная статуя А.Македонского, конная, высотой с 9-этажный дом. Конь потрясающе гармонично и пропорционально смотрелся с наездников, несмотря на то, что стоял на двух задних ногах. Светомузыкальный фонтан у подножья памятника, выбрасывал ритмично воду на разную высоту. Триумфальная арка, памятник беременной женщине; – все вокруг было украшено новыми памятниками и статуями. Через мост мы перешли на другую сторону реки. Перед нами – новое здание археологического музея – а дальше старый город, вход в который охранял памятник римскому воину, с мечом направленным в сторону А.Македонского. Вдали можно было увидеть острые шпили минаретов. В старом городе, где много турецких лавочек, мы нашли уютную кофейню. Окунулись совсем другую атмосферу, совершенно непохожую на нашу. Как на Востоке – люди источали приятные ароматы, ароматы другой жизни. К нашему счастью македонцы понимают хорватский язык, которым я немного владею; – поэтому чувствовали себя достаточно комфортно. Двухэтажные автобусы, огромное количество памятников, ароматные кофейни, сувенирные лавочки – Скопье оставил приятные впечатления. Завтра – Албания.
23.04.13. Не очень ранний выезд из Скопье. Город остался позади. Несколько раз приходилось платить за дорогу. В предгорье все чаще стали попадаться мусульманские мечети. Происходил плавный переход от православия к последователям пророка Мухаммеда. Заправились на бензоколонке, на которой уже не понимали хорватский язык. Бросалось в глаза огромное количество машин на дорогах, куча автомобильных свалок и разборок. Дорога потянулась вверх. Последний македонский городок – Охрид, на берегу Охридского озера. Заправщик посоветовал не рисковать, и въехать в Албанию по северной дороге, так как южная не более 4 метров ширины. И вряд ли там будут заправки и другие блага цивилизации. Остался позади пограничный македонский город Св.Неум, стоящий на берегу Охридского озера, вода в котором кристально чистая.
Таможенники проверили кофры и страховки. А теперь, за поворотом загадочная страна – полная тайн и неожиданностей. Перед нами плакат «Добро пожаловать в Республику Шкиптаре (Албания)». Очень серьезные полицейские, делали умные лица, как будто за нами стояла вереница машин. Вопросов почти не было. Ни «куда», ни «откуда». Попытка поменять деньги на переходе была по крайней мере смешной. Каменные, иногда стеклянные лица, куча грязи, дом на пригорке – это первое, что мы увидели. Обменниками даже не пахло. Фото на память возле озера, на фоне бетонного ДОТа. Было не так комфортно, как в Македонии. Вдали показался город Поградец. И казалось, что дорога проходит через парк какого-то санатория, по которому вальяжно прогуливаются умеренно любопытные люди. Люди бродят толпами, не скрывая внимания, нас изучают, и при этом плюют семечки. Навигация показывает прямо, но перед нами 3 подряд «кирпича». Мы едем под знак. Машина, идущая на встречу ничего не говорит. У дороги растут какие-то незнакомые деревья. Стали в центре городка, возле банка. Нужно же деньги поменять, – кто его знает что будет дальше? Курс в банке был 1 евро – 139 албанских леков. Долго парень нажимал кнопки в компьютере пока не выдал 27 тыс. леков. Было огромное желание выпить кофе, но решили сделать это раньше, немного адаптироваться. Люди не приставали с вопросами, но взгляды было очень удивленные. Машины вокруг всякие: и «честные» и краденные. С трудом выбрались из городка. Дороги нет. Грунт и щебенка. У первого кафе решили выпить кофе. Игорь наотрез отказался кушать. За два кофе нужно было заплатить 1 евро. Очень божеская цена. Но, когда парень узнал, что мы из Украины – денег не взял. Его сердечность Игорь поощрил конфеткой «Гулливер». Убогая дорога разом закончилась – и как по мановению палочки, начался прекрасный автобан, который повел нас высоко в горы. Накрапывал дождь. Стали выпить чаю. Приветливая девушка быстро принесла нам чай в «армуды-стаканы» – стакане в виде груши – такие стаканы так называли когда то в Азербайджане. За склоном, на спуске, мы попали под импровизированный обстрел водой. Справа и слева от дороги из шлангов били фонтаны воды, завлекая автомобилистов на мойку. Народ снует туда-сюда, что-то продают, что-то ремонтируют. Очень все происходящее мне напоминало Азербайджан конца 80-х годов. И тут же даже продажа запчастей на «Мерседесы», чуть ли не всех моделей. Долина, раскинувшаяся на горизонте, встретила нас полицейской машиной, но интереса к нам не было никакого. На горизонте – Эльбасан, третий по величине город Албании, во времена Римской Империи он был Скампой. В навигации – ни одного отеля. Видно «Garmin» – не очень спешит развивать навигационную сеть этой непознанной страны.
Центр города встретил нас крепостной стеной XIV века. Выхода не было. Отель стали искать в центре – в пешеходной зоне. Я остановился у семиэтажного здания. На крыше которого гордо было написано «Hotel». Поселили за 10 евро, 5 этаж, лифт не работает. Пока я «выпер» кофры наверх, чуть не позеленел. «Совок» полный, совмещенный санузел. Кровати с панцирной сеткой. Ну что делать? Бывало и хуже.
Пошли мы гулять. По лицам людей, которых мы встречали на улице, нельзя было однозначно определить тип лица. Люди ни черные и ни белые, не с азиатским, и не с европейским типом лица. Что-то свое – но, ярко выраженное. К нам интерес – неподдельный. Туристов нет никаких. Машины паркуются как хотят. Много кафе – с интересным ароматом кофе. В сувенирной лавке купил албанскую шляпу, по форме напоминающую турецкую феску и элегантную шерстяную сумку через плечо. Конечно, до нас здесь никого не было с Украины. Поэтому и за ужин с нас взяли намного меньше. Красивые фонтаны на центральной площади. И вообще, взгляд на страну постепенно менялся в лучшую сторону. Язык, который мы слышали на улице, ни на какой из европейских не похож. От того приятен и интересен. Как и везде – нужно было знать на местном языке «спасибо» – оно звучало как «фалимендера».
24.04.13. Раннее утро мы встретили на голодный желудок, на 5 этаже. Съели по супчику, приготовленному в кружке, и начали «спуск» вниз. Солнце явно хотело скрасить наш печальный быт прошлой ночи. Выехали в направлении города Берат. Горы, красивые пригорки, промелькнули очень быстро. А потом – ужас. Асфальт кончился, горы мусора. Тут же шикарное кафе, где кофе за 50 евроцентов, построенное бывшим гостарбайтером – албанцем из Италии. Дорожная полиция приветливо махала нам рукой. Поражало дикое количество моек для машин. И «Мерседесы» – их около 80% всех автомобилей. На машинах – транзитные номера Италии, Англии, Германии, 2010, 2011 годов даже. Автобусы, пылящие по бескрайним просторам Албании, помнят еще Сталина молодым. 0302 «Мерседес» – автобус, который я ни у нас, ни в Европе никогда не видел. Ему лет 40. Непостижимым образом – но, он едет. Полиция «чувствует себя, как дома». Смотрит, но не пристает, хотя некоторые водители явно «хамили» – демонстративно обгоняя наши мотоциклы на глазах у полицейских.
Доехали до Берата. Город-музей раскинулся на берегах реки Осули. В прошлом – греческая Антипатрия, город был основан в III веке до нашей эры. Искали заезд к крепости, которая принесла городу еще одно название – «город тысячи окон». Затяжной подъем по многовековой брусчатке мотоциклы с трудом преодолевали. Камни, за века натертые колесами до блеска – были скользкими и неудобными ни для подъема, ни для спуска. На верху, возле крепости запарковав «коней», мы начали всему понемногу удивляться. Во-первых, стратегически грамотно выбрано расположение крепости, несмотря на то что она построена в XVI веке. Впереди Италия, справа Македония, слева Грация, а позади Албания. И все это на господствующей высоте. В центре горы – огромный каменный резервуар, который собирал дождевую воду для жителей крепости. Некоторые из них живут там и до сих пор. И до сих пор действует подача воды. Как же надо было грамотно все это сделать и построить. Объем постройки колоссальный; и церковь, и мечеть, и крепостные стены. А на пояснительных записках можно прочитать, что все это строили – иллирийцы. Город в крепости сдержанно красив. Узоры на рушниках, продававшихся в лавке, ничем не отличались от наших полтавских петухов. Ни красками, ни цветом. Вид снизу на город потрясал – действительно 1000 окон и ни одной двери.
Дорога назад – в направлении порта Дюрес была уже веселей. Некоторые проблемные места уже были нам знакомы, – хотя нельзя было привыкнуть к тому, что никто не показывает повороты, – и едет, как ему удобно. Выехали на автобан, хотя по нему бегали ишаки, торчали металлические арматуры на стыках бетонных плит, и дети катались на велосипедах. Остановились у дороги. Бабулька продавала какой-то незнакомый фрукт – «неспел», с маленькими косточками внутри. А клубники – «лулештруле»!, мы «умяли», наверное полкило. Вкусно, экзотично.
Порт Дюрес встретил очередным ужасом на дороге. В порту, у руин римской крепости сделали совместное фото на память. Турист из австрийского Граца был приятно удивлен тем, что эти два украинских байкера знаю, и больше того – любят его город Грац. Дорога Дюрес-Тирана – это сплошные магазины, трактора и комбайны для продажи. Бесконечные придорожные магазины и лавки, где наверное можно купить все.
При въезде в Тирану – огромный черный орел. Вот она – столица страны-загадки, где 2 тыс. ДОТов, где до 1979 года не было ни одного частного автомобиля, и ни одного 9-этажного дома, – откуда люди пытались улететь даже на воздушном шаре, сделанном из козьих пузырей, – дабы не видеть «красот» правления албанского диктатора Энвера Ходжи. На горизонте горы – Северо-Албанские Альпы. Попытка устроиться в отель «Интерконтиненталь» – не удалась, 145 евро – немного «кучеряво» для скромных байкеров. Наташа по Интернету нашла отель с паркингом для мотоцикла. Но подъезд к нему – это ужас. Дорожка между разложенными пожитками и каким-то крамом. А люди сидели прямо на земле. Провода над головой – настоящая паутина. Но навигация смело вела в этот пешеходный Шанхай. Приветливая девочка на рецепшене поселила нас в приличный номер, в окно которого просто ломилось лимонное дерево. Лимоны в городе, во дворе-колодце! Не чудо ли это? Мотоциклы поставили в подземный гараж. Переоделись и двинули в центр.
На главной площади Тираны – площади Сканденберга развивался ярко-красный флаг с огромным черным орлом. Площадь не очень большая, но от нее расходились проспекты в разные стороны, а на северной стороне высилась красивая мечеть Этем-Беш. В центре площади – конная статую Сканденберга – национального героя Албании, борца за независимость от турецкого ига. Фасад дворца культуры украсила огромная мозаика. И здание, и мозаику еще в 1958 году начинали строить советские строители, а заканчивали – китайцы. А в проулке стояла маленькая церквушка Св.Марии, построенная в 1865 году, как подарок от Франца-Иосифа, кайзера Австро-Венгрии.
На площади, да и по городу, нас окружали приветливые люди, и очень симпатичные девушки. А в отеле – я сразу же включил местный телеканал, для того, чтобы услышать албанский язык – к стати очень мягкий и мелодичный. На удивление, это не мусульманская страна. И в центре города, и на окраинах, видны огромные кресты на куполах православных церквей. Было несколько женщин в традиционных мусульманских одеждах. Зато остальные – современно одетые, источающие приятный аромат духов. На автобусном вокзале далеко были слышны крики зазывалы, который настойчиво приглашал людей в ту или иную «маршрутку». В маленьком рыбном магазинчике, мы с удовольствием сели за стол, и голодными глазами смотрели на повара-продавца, который умело жарил нам рыбу, взятую только что с витрины. Вкусное албанское вино. За соседним столом четыре девушки «живо» отмечали какое то свое «свято», не обращая на нас абсолютно никакого внимания. С трудом нашли почту, чтобы отправить открытку с местными видами и албанским штемпелем. А вечером, после телефонного разговора с мамой и папой, пошли искать ресторан с местной кухней.
Вечерняя Тирана – это сочетание запахов олеандра, ароматов хвои и пальмы. Хорошо освещенная церковь, напоминающая храм Айа-Софии в Стамбуле. Даже в полночь молодежь безбоязненно гуляет по аллеям парка. В ресторане нас встретили приветливо. Но, все вокруг – это смесь доброты и грязи, уважительности и «колхоза». Нельзя привыкнуть к тому, что обрываются дороги и машины едут как попало.
25.04.13. День был длинным и богатым на впечатления. Завтрак в Тиране – своеобразный, как и все албанское. Женщина в белом халате сделала для нас яичницу и подала кофе в медном кофейнике. Загрузив вещи, стали «выруливать» из этих трущоб, что сделать было достаточно трудно. Нужно было пропускать машины, которые едут на красный свет, и мопеды, которые пересекают дорогу по диагонали. То, что не произошло никакой беды – это просто везение. Головой нужно было крутить, как Вицин в «Кавказской пленнице» – на 360 градусов. Тем более было утро, час «пик».
Дорога пошла на север, в направлении Шкодерского озера. Дюрес остался слева, в стороне. По дороге было три случая, которые могли бы закончиться печально. То грузовик перескочил перед носом через дорогу. То маршрутка «вырулила» резко на обгон, не показывая поворота и тд.
В Шкодере было весело! Куча объездов, которые долго не давали вырваться из города. Шкодерское озеро осталось слева. От моря его прикрывали высокие горы. Неожиданно дорога вывела нас к пограничному переходу с Черногорией. Проверка была недолгой. Подгорицу – столицу Черногорию – проскочили быстро. Не зря так назвали эту страну. Дорога на север, на Боснию и Герцоговину тянулась по хребтам, оставляя внизу глубокие ущелья. Классическая дорога для «эндуро». Серые горы, укрытые зеленым ковром, навевали лирические воспоминания. Еще раз промелькнула мысль о том, как приятно удивила и поразила своей красотой Албания! Сколько не «европейского» и неординарного она для нас приоткрыла. Поразил и язык, мелодичный и приятный, мягкий климат и радушные люди.
… Перед приграничным черногорским городком Никшич навстречу нам пронеслась «стайка» итальянских байкеров. Дорога сузилась, и постепенно превратилась чуть ли не в дорогу римских времен, на которой могло разминуться только две телеги. Появилось рукотворное озеро Пива. Десятки туннелей, в которых ледяной холод, заставлял ежиться, где с потолка капала вода. Выезд из туннеля напоминал въезд в сказку – слева, вода глубокая и чистая; справа – горы, высокие и лесистые. Озеро наполнено солнечным теплом и светом. В горах, на вершинах, еще лежит снег. Голубая, как небо вода притягивает взгляд. Дорога вывела нас на плотину высотой около 70 м, с которой глубоко внизу виднелся маленький ручеек. Всегда поражаюсь человеческому гению. Ведь какой то такой как я, или моложе, или старше человек спроектировал то, что стоит десятилетиями и удивляет миллионы!
За деревянным мостом. Перекинутым за ручей, – какой то «домашний» пограничный переход с Боснией и Герцоговиной. И тут же – щит «Республика Српска». Километров 30 дорога была ужасной. Маленькая, с вереницей бесконечных поворотов, пока не появился указатель на Сараево. Почему то Босния меня все время настораживала. Мусульмане, легкий налет маразма. А оказалось все тихо и спокойно.
На горизонте, в предгорье невысоких гор появился Сараево. Казалось, мы где то в Австрии. На встречу колонна НАТОвской техники. После таблички «Сараево» начался длинный, красивейший проспект, с огромным количеством современных, высотных зданий, трамваями и, как оказалось – метро. Проспект упирался в гору, где скромно притаился старый Сараево. На дороге никто не нарушает. Все едут размеренно и спокойно. За огромными стеклянными стенами скрываются известные европейские банки. Долго пришлось искать отель. Он был в пешеходной зоне, куда не так просто было заехать.
Город – удивительный. Пришлось испытать еще одно потрясение. Классический турецкий архитектурный стиль. Огромное количество лавочек, а в пешеходной зоне, возле сувенирных лавок – они вообще крепятся к стене для удобства «кофепития», а на ночь поднимаются вверх. Мечети, с тянущимися вверх минаретами, были на каждом углу.
Ужин под открытым небом, с восточным комфортом – что может быть лучше? В Боснии в ходу интересная денежная единица – «конвертируемая марка». Хорошее впечатление от небедных людей, размеренно пьющих кофе. Неплохой отель – на 9 этаже, с видом на олимпийский Сараево. Жаль, что все хорошее быстро проходит.
Осталась позади спокойная София, потрясающий македонский Скопье, необыкновенная Тирана и албанский «культурологический шок». Так хочется еще глубже понять как же живут эти люди, и главное чем? Поездка была очень познавательной во всех смыслах. А завтра – домой. Из Сараево до Ужгорода – 780 км.

Автор: Олег "Полярник" в разделе Путешествия | Прокоментуй!

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment